1

Зачем? И в самом деле, зачем я каждый вечер приползаю
на эту скамейку? Сижу, курю и смотрю на кусочек неба между домами. Там
совсем ничего нету, просто пустой клочок чужого провисшего неба. В полнолуние
там появляется Луна, ослепительно-белая и зовущая. Наверное, однажды
я уйду за ней. Может, даже скоро.
Пока эта лавочка составляет часть моего
довольно тесного мира. Мира, в котором я один, в котором у меня свои отношения
с жизнью и со смертью. Никто сюда не забредает даже случайно, да я и не
жду никого. Мне тепло и уютно в моем коконе. Перед тем, как стать бабочкой,
гусеница окукливается. Потом вылетает в слепящий мир, где жизни у нее
- несколько дней, но какой жизни! Осененной ярким узором радостных крыльев,
напоенной цветочным нектаром и солнцем. Наверное, я жду своих нескольких
дней, ради которых стоило терпеть это жалкое и унылое существование.
-Скажи, ты каждый вечер сидишь на этой
скамейке, тебе не скучно?
-Нет. Я думаю.
-О чем?
-Я не знаю.
Я действительно не знаю. Если бы я шел к моей лавочке, заранее зная, планируя
- вот, сегодня я буду думать о родителях, завтра - о друзьях, я бы развернулся
и пошел домой. Я просто смотрю в клочок чужого неба, которое стало уже
моим и помню звезду, которую я там впервые увидел. Вот уже год, как эта
звезда со мной. Даже если я ни о чем не думаю, я просто смотрю на нее,
иногда разговариваю:
-Здравствуй, моя Звезда! Как тебе спалось, как смотрелось на нашу грешную
далекую землю? Все меняется, правда? Только я на этой лавочке опять. Ты
ведь видишь меня? Здравствуй, Звезда!
Наверное, местная публика считает меня
немного того, с приветом. Я не жажду общения, не мусолю сплетен. У меня
нет своего мнения о забастовке, объявленной Гистадрутом*. Мне не нравится
война в Ираке. Меня бесит американская национальная сытость. Я люблю ирландскую
музыку. Все это публику настораживает. Она этого не понимает.
____________________________________
*) Израильское объединение профсоюзов
2
* * *
Итак, я решил воспользоваться чудесной погодой и добраться до своей лавочки,
чего бы мне эта затея ни стоила. Надеваю свою любимую шляпу, точнее, панаму
армейского образца, которую мне подарили пограничники в Туркмении сто
лет назад. За прошедшие годы она обтрепалась и совсем потеряла вид, но
выкинуть ее я так и не решился.
Наконец я сижу на своем законном месте, вытянув трясущиеся ноги, дышу
полной грудью и думаю, что все совсем не так плохо, если случаются еще
безмятежные минуты, подобные этой. Теплый ласковый ветерок, пахнущий чем-то
уютным и домашним, доносит еле различимые звуки большого города. Лай соседской
собаки, громкая ссора двух ворон, пытающихся поделить какой-то ошметок
- эти звуки, но уже совсем близкие, создают атмосферу окончательно благостную
и расслабленную.
Я курю и размышляю. О превратностях судьбы, о том, куда занесла меня нелегкая,
и как было бы здорово сделаться в один присест здоровым и уехать отсюда
куда подальше, хоть на край света. Сейчас же и бросил бы все, ни секунды
не сомневаясь. Где бы этот край света не находился.
Представляю себе картинку: сначала лавочку и себя на ней, потом улицу,
на которой эта лавочка находится. Слегка изогнутая неширокая улица, с
помойным баком, вечно орущими кошками и телефонной будкой. Потом, постепенно
охватывая все большее пространство, вижу наш спальный район, где эта улочка,
потом город целиком. Потом и страну, вытянутую вдоль моря. Потом... Но
потом я уже не вижу себя, сидящего на лавочке, меня это расстраивает.
Дом, который построил Джек, а я - пшеничное зернышко, которое в темном
чулане хранится. Не хочется быть зернышком.
* * *
Вспомнилось - Хибины. Нам было по пятнадцать с хвостиком, мы были глупы,
бесшабашны, влюблены, и безоговорочно счастливы. О, как мы были счастливы!
Мы поехали тогда автостопом в Хибины, добрались до Кировска и просто полезли
в горы. Спустились мы оттуда почти через месяц, чудом не попав в лавину
и в лапы свирепого медведя-шатуна, уставшие, голодные, но гордые и по-прежнему
счастливые.
А потом мы встретились через долгие двадцать лет, но ты уже все забыла,
ты совсем ничего не помнила. Ты забыла, как на вершину легло облако, туман
укутал нас молочно-белой ватой, и мы потерялись, как не было слышно даже
наших шагов и криков, мы не могли найти друг друга весь день. А потом
туман рассеялся и я увидел, что ты сидишь на камне, на самом краю обрыва,
и плачешь. Когда я подошел, ты посмотрела на меня сквозь слезы и тихо
произнесла:
- Ты ведь никогда меня не бросишь, правда?
- Правда, - ответил я, - обещаю.
Я сдержал слово, но все-таки мы встретились снова только через двадцать
лет. И ты уже ничего не помнила. Я рассказывал тебе все, что с нами было,
а ты искренне удивлялась:
- Какие мы были тогда счастливые!
* * *
В Ленинграде были ноябрьские праздники. Везде висели большущие красные
полотна. Мы набрали целый ворох и подарили Манюне. Она сделала занавески
и скатерть. А на зиму мы перебрались в Лахту, там не было шумного города,
но была печка. Мы ходили гулять на Залив, или в лес, а вечерами взахлеб
читали «Трактат о трех ипостасях» Тексли Уоррена. Сутки через трое я работал
в котельной в Лисьем Носу, а ты привозила мне еду в кастрюльке, укутанной
шарфом. На новый год мы накупили разноцветных воздушных шариков, истратив
на них всю мою кочегарную зарплату, и обвесили ими снаружи стены нашего
дома. Когда дул ветер, дом начинал шевелиться и шуршать. Соседи со всей
Лахты приходили поглазеть на это чудо и дарили нам подарки. Мы были счастливы.
Но однажды утром я проснулся один. Рядом, на подушке, лежала записка:
«Постарайся меня не искать. Ты - самый-самый, мне было хорошо с тобой,
но счастье не может продолжаться бесконечно. Надо вовремя остановиться,
ты сам все понимаешь, ты уже взрослый мальчик. Запомни меня вчерашней,
и постарайся быть счастливым». Я долго смотрел, перечитывал, пытался понять,
что произошло. Потом понял и постарался запомнить тебя вчерашней. Наверное,
у меня получилось. Правда, быть счастливым у меня так и не вышло. Ты переехала
в Москву, и с тех пор мы ни разу не виделись, я только иногда слышал о
тебе от общих знакомых. Знаешь, я до сих пор помню тебя вчерашней, так
ты мудро тогда поступила.
* * *
Мы были из разных миров. Я - из бескрайней бестолковой России, ты - из
маленькой и тесной Европы. Я думал, что жизнь бесконечна, как моя страна,
а ты училась в университете, чтобы получить престижную профессию и обеспечить
себе безбедное будущее. Когда я повесил объявление про уроки русского
языка, то был уверен, что никто не откликнется. Но ты позвонила и предложила
встретиться в кампусе, в кафе. Увидев меня, ты спросила:
- Ты уверен, что мы будем заниматься русским?
Я ответил:
- Не уверен.
Я освоил несколько слов по-немецки, а ты выучила несколько фраз на русском.
В остальном английского нам вполне хватало, а фразы, вроде: «It seems
like ich liebe тебя» нам были вполне понятны. Я называл тебя Гретхен,
а ты обижалась. Мы ездили смотреть на Несси, провели два дня в маленьком
местечке с гордым названием Инвермористон, но чудовища так и не увидели.
Потом ты сказала, что эти два дня были самым удивительным временем в твоей
жизни, а я ответил, что в моей тоже. Это было правдой.
Когда мы сидели в Йоркском кафедральном соборе, там было прохладно и пусто,
ты посмотрела на меня и спросила:
- Как ты думаешь, Бог нас сейчас видит?
- Конечно видит. Ведь мы же вместе!
А потом у тебя закончился семестр, и ты уехала в Германию на каникулы.
Глотая слезы, я смотрел, как автобус исчезает за поворотом.
* * *
Возвращаюсь домой, выключаю орущий телевизор. Вытряхиваю из банки своего
единственного домашнего зверя - большую виноградную улитку, - ее обязательно
надо выпустить на волю. Закрываю жалюзи на окне, гашу везде свет. Тщательно
запираю входную дверь, ключ кладу в условное место, в электрический щиток.
Выйдя на улицу, отпускаю улитку в кусты и направляюсь по привычке к своей
лавочке.
Подойдя к ней метров за десять, я вижу, что она занята. На скамейке сидит
человек в драной серой футболке и шляпе цвета хаки с обтрепанными полями,
рядом на земле валяются костыли. Он смотрит в пространство между домами
через улицу и чему-то улыбается.
Какое-то время я смотрю на него, пытаясь увидеть, чему он может улыбаться,
а потом, больше уже не оборачиваясь, быстро шагаю к автобусной остановке.
* * *
Чей-то голос возвращает меня к действительности:
- С вами все в порядке? Вам помочь?
- Нет, спасибо, все нормально.
3
Знаешь, мне просто захотелось тебе позвонить. Позвонить
и услышать твой звонкий голос. Почему так вдруг? Не знаю.
Чтобы услышать: а у нас уже идет снег, батареи совсем не греют, а мама
опять захворала. И я скажу: зима не вечна, маму давно надо отвести к врачу,
я ведь давал тебе телефон… Ты ответишь, что очень холодно, что на работе
третий месяц не платят зарплату, и попробуй заставь маму идти к врачу,
она никого не слушает, такая упрямая… Еще я посетую, что стану скоро совсем
старый, и о чем только я раньше думал, а сейчас - кому нужно такое счастье…
Ты начнешь меня утешать, говорить, что совсем не все потеряно, что у меня
еще столько всего впереди… И я даже почти тебе поверю… А потом я скажу:
передай привет маме, варит ли она еще варенье из жимолости, помнишь, мы
умяли целую банку, а она удивилась - как это можно съесть сразу столько
варенья из жимолости… А ты скажешь: спасибо, мама будет очень рада, она
часто тебя вспоминает…
Теперь ты понимаешь, почему я хотел позвонить именно
тебе? Хотел, но так и не позвонил. Потому, что мне давно некому звонить.
4
Посвящается Тигрусу, Вовке, Зайцу, Младшенькой и
всем-всем, кто меня любил, любит и ждет.
Скорость движения пленки в кинопроекторе -24 кадра в секунду.
Хочется остановить, нет, даже отмотать назад. Но законы жанра неумолимы,
кинолента движется только в одну сторону. Стойте! Стойте…
Мелькнуло лицо, а рассмотреть не успел. Кадр уже сменился следующим, в
нем другие глаза, новые декорации. Но не успел. И новое лицо тоже рассмотреть
не успею, не то что запомнить. Даже если остановить - ничего не получится,
изображение поползет, начнет пузыриться, сгорит, исчезнет совсем. Стоп-кадр
обречен. Как изучить до мельчайших черточек - и не стать причиной гибели?
Даже память опоздает, не сохранит. Только вперед, развязка неумолима -
мелькнет надпись, на миг: “Конец фильма”, - успеет ли кто ее прочитать?
А так много надо успеть - досказать, доделать, додумать. Доскулить, догоревать
- как без этого? Но не успеть: только рот открыл, воздуха набрал - а говорить
уже некому. Или нечего. На размышления отведена 1/24 секунды. Не успел
- сам виноват, успевать надо.
“Ты совсем не изменился!” - ложь, я не зритель - участник,
движение коснулось и меня.
Зажать покрепче уши, зажмурить глаза, набрать полные легкие воздуха и
крикнуть изо всех сил, да так, чтобы горлом кровь: Стойте! СТОЙТЕ!!!
Но только шепот: “Стойте, постойте же… Я не успел, дайте мне еще миг,
еще одну попытку! Позвольте мне успеть” !
Но на экране уже новые люди, незнакомые. Привыкать к ним? А на этот раз
- успею ли?
“Ты совсем не изменился! От тебя так вкусно пахнет”! - очередная, в угоду
- вот только чему?, робкая - никто ведь не поверит!, вкрадчивая - а как
все-таки хочется верить…, но - ложь...
Назад
|