Жемчужина (лето 1982)
Тебе было лет десять.
Или даже меньше. Я обнаружил в речке жемчужниц и сказал, что именно из
них добывают речной жемчуг. А ты не поверила. Тогда я взял первую попавшуюся
раковину, распотрошил ее и извлек оттуда жемчужину. Небольшую, но розовую
и совсем настоящую. Гордости моей не было предела, вот видишь, говорил
я, самая настоящая жемчужина! Мне тогда удалось подтвердить до сих пор
для меня самый главный принцип, которому подчиняется моя жизнь: если во
что-то очень верить, но по-настоящему, не корысти ради, пусть даже по
ошибке, по неведению, то это что-то обязательно случится. И ты поверила
в то, что в жизни есть место для розовой жемчужины. Я проделал в ней дырочку,
продел туда нитку, и ты долго еще носила ее на шее.
А когда меня забрали в армию, ты присылала мне письма,
на конвертах всегда были картинки с видами Питера. Сослуживцы мне завидовали,
они считали, что у меня на гражданке есть девушка, которая меня ждет.
Так было положено, это считалось чем-то вроде хорошего тона, а я их не
разубеждал. В письмах ты писала всякие глупости: про уроки рисования в
школе, как ты поссорилась со своим мальчиком, потому, что он совсем глупый
и не знает, кто такой Фернандель, про то, что ваш сосед по даче вскапывал
огород и нашел клад – горшок с медными пятаками, а однажды пошел град,
и каждая градина была с куриное яйцо. Я читал твои письма и думал: как
же все-таки хорошо, что мне пишут письма со всякими глупостями, переносить
сибирский стройбат становилось гораздо легче.
Потом ты выросла, вышла замуж, уехала заграницу, развелась,
чего только не произошло в твоей жизни. Я не видел тебя уже лет пятнадцать,
даже уверен, что та жемчужина на суровой нитке давно потерялась, и что
ты вообще не помнишь этой истории. На самом деле это не играет совершенно
никакой роли. Помнить об этом нужно, прежде всего, мне самому. Инстинкт
самосохранения.
Ментики (осень 1968)
Когда я понял, как это было давно,
мне стало немного страшновато. В прошлом веке и в прошлой жизни, это способно
испугать.
Ночная электричка, гитара, студенты (или школьники?),
ученики моего отца. Позади многочасовая прогулка, где, – этого я не помню,
последние километры я еду у кого-то на закорках, потому что я еще маленький
и очень устал. Мы торопимся на последнюю электричку.
Наконец, душный мерно постукивающий вагон, я отважно
борюсь со сном: как же, моя любимая песня, “Синие гусары” на стихи Асеева.
Я до сих пор никаких других стихов его не знаю, а этот – почти наизусть.
Скинуты ментики,
ночь глубока,
ну-ка, вспеньте-ка
полный бокал!
Именно! Я проверял: дословно. Еще и мелодию помню,
и надтреснутый голос поющего. А ты знаешь, что такое ментик? Я именно
с тех пор и знаю. Этого больше не будет, и не только в моей жизни, а ни
у кого больше. Совсем ни у кого. И мне очень хочется обратно. Нарисовать
бы эти сценки, на холсте или просто на картоне, но только вместе с этими,
теперь никому уже не нужными подробностями, вроде осеннего запаха, этого
голоса, дребезжащей гитары и огромного кочана капусты: мы шли к станции
напрямую через капустное поле. Но теперь они существуют только в моей
голове. И рисовать я не умею.
Всю обратную дорогу я жевал капусту. Тогда мне было
пять лет, и я запомнил, что такое ментик.
Институт (весна 1979)
Всю зиму я работаю в научном институте.
Неважно, каком, но очень научном. Я работаю в большой лаборатории, и я
в этой лаборатории на вес золота. Как же, так всегда – научного народа
полно, а я один. Я автоклавщик (по Стругацким, автоклав – «самозапиральник»,
читайте «Понедельник»), а еще заведую массой лабораторной техники, всякими
дистилляторами и центрифугами. По совместительству я еще все чиню, получаю
спирт на всю ораву, участвую в лабораторных пьянках и вообще – хороший
человек. Меня все очень любят. Прощают регулярные прогулы, прочат светлое
будущее. Собираются замолвить словечко, если я сподоблюсь поступать в
Университет. Все идет лучше некуда, мне даже выделили отдельную комнатушку.
В ней я иногда пьянствую, ко мне приходят гости, мы засиживаемся допоздна
и горланим веселые песни. Сторожиха баба Зина поначалу пугалась, делая
ночной обход этажей, грозила мне всякими страшными карами, но оттаяла,
когда я починил ей кофемолку.
Я не устаю удивлять публику изобретательностью, – в
стерилизаторе я готовлю горячие бутерброды, в автоклаве – творог, молоко
нам выдают за вредность, магнитная мешалка, есть такая вполне бесполезная
штука, великолепно сгодилась для настаивания казенного спирта на чем угодно
в рекордно короткие сроки. Короче, почти идиллия.
Но приходит весна, я начинаю беспокоиться. К апрелю
мое беспокойство перерастает в неуемную тоску по свежему ветру, я увольняюсь
и через неделю оказываюсь в песках пустыни Кара-Кум.
Дзинь ( Новый год 2004-5)
Дзинь, дзинь, дзинь... Честно дзинькаю
двенадцать раз, пристально глядя на секундную стрелку. С двенадцатым дзиньком
поднимаю бокал:
- Ну, здравствуй!
Есть что-то бестолковое в этом празднике. Люди отмечают
виртуальную смену одного эфемерного года другим, точка отсчета взята с
потолка: почему зимой? Осенью – праздник урожая, весной – просыпается,
оживает природа, но зимой-то что? Природа спит, а люди чему-то радуются,
водят хороводы вокруг языческой елки, под которой сидит рождественский
Санта Клаус, слегка русифицированный: Дед Мороз, но униформа прежняя.
А еще горят свечи: огнепоклонство.
И я в этом винегрете участвую, хоть и стараюсь отдельно,
но все равно – кому-то звоню, поздравляю, чего-то желаю, расстраиваюсь,
что никто не позвонил, не поздравил живьем: век интернета – электронные
письма и виртуальные открытки, получил-прочитал-забыл, даже не надо выкидывать,
не говоря уже о пыльной пачке на антресолях, перетянутой бечевкой крест-накрест.
Не будет больше этих старых писем, из которых я когда-то узнал, что мой
дедушка, которого я не застал, ушел от бабушки к своей ученице, но потом
вернулся, а бабушка целый год ждала, и писала ему письма, но не отправляла,
только запечатывала в конверты, подписывала и складывала в стопочку. И
не будет больше “Из писем Какойто Какойтова к Такойто Такойтовой” в последнем
томе полного собрания сочинений этого самого К. Какойтова. Эпистолярный
жанр умер. Или почти умер.
Ах да, Новый год же! Мои гости: желтый воздушный шарик,
фарфоровая слониха с позолоченными бивнями и двумя слонятами, ёжик, намертво
приклеенный чьей-то жестокой рукой к конфетной коробке, глиняный дымковский
Полкан в цветастом кафтане. Телевизор выключен. Там прыгали какие-то виртуальные
объекты (субъектами их назвать нельзя даже с натяжкой), пытаясь петь,
но безуспешно – нет голоса, им оставалось выразительно бормотать под механическую
музыку; нам это надоело, посовещавшись, мы решили телевизор выключить.
Похож ли я был на кремлевские куранты, которые так
привычно отмечали переход от 31 декабря к 1 января, но уже следующего
года, все мое детство? Наверное, не очень, но какая разница, я ведь так
старался, а мои гости даже и не знают, как должно быть на самом деле.
Итак, двенадцатый дзиньк в моем исполнении отзвучал,
бокал торжественно выпит. Начался новый год:
- Ну, здравствуй!
Вернуться
Если Вы хотите мне что-нибудь сказать, Вам Сюда
|